О проведении круглого стола

по итогам деятельности РО ИО и СП ИО

 «Опыт, результаты и перспективы инклюзивного образования детей

в условиях реализации ФГОС»

 

Дата 28.04.2021, место проведения МБОУ СОШ № 9 г. Бердска

 

28 апреля 2021 года в рамках реализации проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области» в МБОУ СОШ №9 состоялся круглый стол, посвященный итогам работы ресурсных организаций, реализующих практику инклюзивного образования на базе МАОУ СОШ №4, МБОУ СОШ №9 и стажировочной площадки МБОУ СОШ №3 «Пеликан».

В работе круглого стола приняли участие заместитель директора ГБУ НСО «ОЦДиК» Кулевцова Т.И., методист Ларченко И.И., методист МКУ «УОиМП» г.Бердска Громова М.А., дефектолог ТПМПК г.Бердска Рерих О.Г.. В проведении мероприятия участвовали руководители и специалисты-кураторы инклюзивного обучения всех образовательных организаций-партнеров: МБОУ СОШ №1, 13, МАОУ «Школа-лицей №7», «Экономический Лицей», МАДОУ №3 «Журавушка», МБДОУ №12 «Красная шапочка», МАДОУ ЦРР №16 «Белочка», МБДОУ №24 «Пчёлка», МБДОУ №27 «Родничок». На мероприятии присутствовали 37 педагогов и специалистов. 

 

План круглого стола:

1. Об итогах работы ресурсной организации МАОУ СОШ №4. Системный подход к внедрению инклюзивного образования: нормативно-правовая база, коррекция поведения, система оценки предметных достижений.

2. Об итогах работы ресурсной организации МБОУ СОШ №9. Психолого-педагогическая компетентность педагогов инклюзивного обучения как основной ресурс образовательной организации.

3. Об итогах работы стажировочной площадки МБОУ СОШ №3 «Пеликан». «Инклюзия. Художественно-эстетическое образование как развивающий ресурс в работе с детьми с ОВЗ».

 

Педагог-психолог и куратор проекта МАОУ СОШ №4 Ивахникова М.И., подводя итоги первого года реализации проекта в качестве ресурсной организации инклюзивного образования, рассказала об успешной работе ресурсного класса для детей с РАС в школе, перечислила мероприятия, которые были проведены за год:

02.12.2020г. - Интерактивная площадка «Особенности разработки АОП, ИУП, ИОМ, СИПР, коррекционных развивающих программ обучающихся с ОВЗ»;

16.02.2021г. - Психологический тренинг «Программа коррекции поведения дошкольников и младших школьников с ОВЗ и гиперактивным поведением»;

30.09.2020г., 08.12.2020г. - Региональные практические онлайн-семинары «Практические приёмы работы при обучении детей с РАС», «Использование визуальной поддержки и альтернативной коммуникации в обучении детей с РАС»;

01.04.2021г. - Стратегическая сессия «Система оценки предметных достижений обучающихся в инклюзивном пространстве».

В рамках сетевого взаимодействия проведены мероприятия организаций-партнеров на темы: Методическое объединение по коррекционной работе «Инклюзивное образование в ДОУ» (МБДОУ №12 «Красная шапочка»); «Система инклюзивной работы с детьми с ОВЗ в дошкольном учреждении» (МАДОУ №3 «Журавушка»).

В перечне задач на будущий учебный год РО ИО определяет следующие:

1. Повысить уровень мотивации к образовательной деятельности и познавательную активность всех участников образовательного процесса;

2. Разработать систему оценки предметных достижений учащихся с ОВЗ;
3. Провести выездные краткосрочные стажировки для педагогов по повышению качества работы с атипичными детьми;

4. Консультировать педагогических работников ОО по вопросам формирования нормативно-правовой базы и внедрению СОУ, а также деятельности консилиумов для обучающихся с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ТПМПК и ИПРА, в том числе ввести в практику онлайн-консультации;

5. Провести обучающие тренинги и семинары на темы:
Психолого-социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ; Консультирование родителей (законных представителей) по воспитанию и обучению детей с ОВЗ; Особенности ведения совета по профилактике правонарушений, агрессивного и суицидального поведения среди несовершеннолетних; Система мониторинга результатов формирования УУД, учебной и коррекционной деятельности;
Внеурочная деятельность как инструмент формирования инклюзивного пространства.

 

Педагог-психолог и куратор проекта МБОУ СОШ № 9 Тарасевич Н.В. представила анализ работы РО ИО, основанный на идее повышения психолого-педагогической компетентности педагогов инклюзивного обучения как основного ресурса образовательной организации. Для этого в течение года проводился системно ряд мероприятий, позволяющий педагогам и специалистам сопровождения получать глубокие и системные знания, развивать навыки и компетенции, максимально приближенные к практике педагогической деятельности. Разнообразие применяемых форм в проведении мероприятий в виде педагогических мастерских, деловых игр, семинаров-практикумов обеспечивало возможность практиковать умения составлять и заполнять документы, проектировать инклюзивные уроки, внеурочные занятия, проводить заседание консилиума по алгоритму, рекомендованному специалистами ГБУ НСО «ОЦДиК» в практико-ориентированном семинаре по супервизии деятельности консилиума образовательной организации.

07.12.2020г. на вебинаре «Практикум по написанию и составлению заключений по результатам психолого-педагогического обследования детей» педагоги и специалисты изучили обновленную структуру заключения по результатам педагогического, психологического, нейропсихологического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста, методики диагностики и последующей коррекции.

В декабре 2020 года в каждой партнерской организации проводились семинары-практикумы «Поддержка педагогов на пути к созданию творческой образовательной среды. Я – педагог инклюзивного образования», обсуждались целевые, технологические аспекты инклюзии, миссия каждого педагога в инклюзивной системе.

18.02.2021г. проведена педагогическая мастерская «Внеурочная деятельность обучающихся как ресурс развития инклюзивной образовательной среды». Педагоги и специалисты МБОУ СОШ №9 представили программы и провели мастер-классы студий актёрского мастерства, декоративно-прикладного творчества, математического и Куборо-моделирования, показали, как можно средствами внеурочной деятельности решать задачи формирования учебных знаний, развития учебных навыков и в целом развивать учебные универсальные действия. Психолог Тарасевич Н.В. представила актуальную для инклюзивной школы практику работы школьной службы примирения в кейсе «Медиация – служба примирения. Медиативный подход к решению детских конфликтов».

25.02.2021г. в рамках педагогической мастерской «Эффективные методы, приемы и подходы к проектированию учебного занятия в инклюзивном обучении» педагогам школ и воспитателям предшкольных групп детских садов была предложена к применению технологическая карта, позволяющая эффективно планировать деятельность учащихся с ОВЗ на разных этапах инклюзивного урока. Участники мероприятия посмотрели видеозаписи инклюзивных уроков математики и русского языка в первых классах, проанализировали с помощью технологической карты.

В течение марта 2021г при организации ТПМПК г.Бердска проведен цикл из пяти теоретико-практических семинаров по теме «Типология отклоняющегося развития», свой лекторский материал с презентацией практического опыта представили психологи Тарасевич Н.В. «Тотальное недоразвитие высших психических функций», «Дефицитарное развитие. Нарушения ОДА», Ивахникова М.И. «Искаженное развитие», Фефелова Л.В. «Задержанное развитие высших психических функций».

В апреле 2021г. в активном поле работы прошла педагогическая мастерская
«Супервизия психолого-педагогического консилиума образовательной организации». Педагоги и специалисты на примере кейсов своего учреждения разрабатывали пакет рекомендаций для создания специальных образовательных условий и направления коррекционно-развивающей работы с ребенком, семьей, перечень рекомендаций для педагогов.

Завершающим практико-ориентированным мероприятием стал высокопрофессиональный семинар с участием клинического психолога, детского нейропсихолога, томатис-терапевта И.А.Дрозда (г. Москва) на тему «Нейропсихологический подход в психическом и речевом развитии детей», данное направление актуально в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и особенно с имеющими сложные дизонтогенетические нарушения.

 

О работе стажировочной площадки МБОУ СОШ №3 «Пеликан» по направлению «Инклюзия. Художественно-эстетическое образование как развивающий ресурс в работе с детьми с ОВЗ» рассказала педагог-психолог Оборева Т.С. Школа имеет богатый опыт по формированию творческих способностей у детей с ОВЗ посредством занятий по художественно-эстетическому развитию, включённых в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, и студий (театральной, вокальной, хоровой, оркестра, ложкарей, хореографической, декоративно-прикладной) в рамках внеурочной деятельности. Для детей с умственной отсталостью разработана специальная программа занятий по хореографии, включающая элементы театрализации, направленная на развитие навыков посильного общения, развитие координации, способствующая адаптации и социализации обучающихся. В ходе серии вебинаров стажировочной площадки участники освоили алгоритмы проектирования внеурочных занятий, позволяющие формировать у детей с ОВЗ предметные знания и умения.

 

В ходе круглого стола обсуждались также вопросы проведения мониторинга инклюзивной образовательной среды. Учитель МБОУ СОШ №9 Капралова Т.В. рассказала о значимости полученных результатов исследования учебных универсальных действий, учебной мотивации и межличностных отношений в инклюзивном классе для своей педагогической и воспитательной работы с классным коллективом, сфокусировала внимание на последовавшей после исследования коррекционной работе по повышению осознанного отношения детей к учебе и взаимодействию со сверстниками.

После каждого выступления заместитель директора ГБУ НСО «ОЦДиК» Кулевцова Т.И. и методист Ларченко И.И. задавали прямые проблемные вопросы участникам круглого стола, побуждающие к размышлениям о ценности взаимодействия в инновационной деятельности, к поиску новых способов сетевого взаимодействия, новых форм мероприятий с самым практичным применением в инклюзивной педагогике.

 

Итоги первого года реализации

Программа

Информационная справка о проведении круглого стола

Лист регистрации 1

Лист регистрации 2

Лист регистрации 3